Как при минимальном бюджете снять кассовый фильм. Режиссер Любовь Борисова — о своем дебюте

Экономист Любовь Борисова, снявшая «Надо мною солнце не садится», рассказала журналистам News.Ykt.Ru о том, как создавался фильм, о всевозможных наградах и мировом признании. 

Бывший банкир Любовь Борисова в 2018 году сняла свой первый фильм «Надо мною солнце не садится» («Мин үрдүбэр күн хаһан да киирбэт»), который по праву можно назвать главным фильмом этого года. Фильм с небольшим бюджетом в якутском прокате собрал 11 млн 500 тысяч рублей. И больше пятнадцати мировых кинонаград.

«Многие спрашивают, кому потом достаются эти деньги. Половина сборов остается в кинотеатрах, другая половина уходит в бюджет республики, непосредственно в „Сахафильм“. Создатели фильма из этого ничего не получают, только ежемесячную зарплату», — говорит промопродюсер фильма Сардана Саввина.

На днях создатели фильма вернулись из Австралии с кинофестиваля Asia Pacific Screen Awards, который называют Азиатским Оскаром. Именно этот кинофестиваль завершил турне фильма по миру. «Секрет успеха картины в том, что это очень зрительское, доброе, честное кино. В непростые времена, когда чувствуется какой-то накал со всех сторон, бывает, хочется чего-то очень светлого и доброго. И мы попали в это. Это мое мнение», — говорит Сардана. 

Любовь Борисова с 2011 года работает в сфере кино, сначала в качестве ассистента режиссера, затем второго режиссера, исполнительного продюсера, режиссера монтажа, сценариста и режиссера.

После такого потрясающего дебюта не боишься дальше снимать?

Любовь Борисова, режиссер фильма «Надо мною солнце не садится»:

— Боюсь. Говорят, есть синдром второго фильма, кризис, что второй фильм, как правило, хуже. Пока только думаю над следующим проектом, пытаясь отдышаться от фестивальных гонок.

Как возникла идея снять фильм «Надо мною солнце не садится»?

— Это техническое задание на художественном совете «Сахафильма». Мы только отпраздновали победу фильма «Тойон кыыл» на ММКФ и тут поняли, что на следующий год у нас ничего нет. Надо было срочно что-то снять: камерное, с минимальным бюджетом, минимальным количеством актеров и минимумом съемочной группы. И при этом только в августе в Булунском районе, потому что оператор Семен Аманатов снимал уже там документалку. 

Дмитрий Шадрин посоветовал прочитать повесть «Каменный мыс» Николая Лугинова. Прочитала, и она мне показалась структурно сложной. Отбросила книгу, начала придумывать что-то современное про мальчика Алтана и, сама того не заметив, чудесным образом вплела «Каменный мыс». Принесла написанное художественному совету, они предложили расширить, затем утвердили. Стали думать, кого назначить режиссером. И тут Шадрин сказал: почему бы тебе самой не снять? Я согласилась. Даже не дали опомниться. Шаг за шагом давали задание, и я, как честный пионер, выполняла. В итоге очнулась с проектом. Ничего нового не было, все, что я делала раньше.

Ты ожидала такой реакции от зрителя?

— Все было ожидаемо. Аудиторию я просчитывать умею, как исполнительный продюсер, много работала в сериалах, так что реакцию публики я могу предсказать и комментарии тоже. Расчет был, что будет такая реакция. Я изначально говорила, что делаю зрительское кино для улучшения финансового состояния «Сахафильма». Допустим, до этого прекрасный авторский фильм «Тойон кыыл» именно в прокате не особо собрал денег. Он едва окупил себя. Поэтому был точный расчет при минимуме средств снять кассовый фильм.

Не проще было снять комедию в стиле Detsat или «Агента Мамбо», если рассчитывали только на республиканскую аудиторию?

— Во-первых, комедия — очень сложный жанр. Это нужно уметь, да и Шадрин не доверил бы мне комедию. Во-вторых, условия, как я уже сказала, должны были быть такими: остров, два актера, север. Какая комедия тут может быть? В принципе, могла бы поэкспериментировать, но для первого раза получилась такая история — мелодраматичная. 

Как снять фильм, который всем понравится?

— Стопроцентной гарантии, что фильм выстрелит, конечно же, не бывает. На успех картины влияют очень много факторов, даже дата выхода в прокат, с какими фильмами будешь конкурировать, сезонность, рекламный бюджет и так далее. Но чувствовать тенденции зрительских ожиданий можно, если ты сам находишься в этом информационном потоке. Проще говоря, чтобы понравиться зрителю, надо самому быть среднестатистическим зрителем. Это значит ходить в кинотеатр на те же фильмы, читать те же новости, форумы и, конечно же, комментарии к фильмам. Это всегда похоже на некий эксперимент: делаешь определенную сцену в сериале или в кино и мониторишь ответную реакцию публики в соцсетях. Бывают неожиданные эффекты, но с опытом процент угадывания растет, а рисков становится меньше.

Насколько я знаю, ты экономист по образованию, долгое время работала в банке. Как ты пришла в кино, это мечта детства?

— Можно и так сказать. Я родилась и выросла в Верхневилюйске. Была киноманом и главным клиентом «Видеопроката», смотрела все подряд.

Какие фильмы особенно нравились, что пересматривала?

— Помню, особенно вызывали восхищение и уважение режиссеры, которые сами монтировали, — Роберт Родригес, Гай Ричи. Я смотрела их фильмы и думала: вот что значит, когда режиссер сам монтирует и заранее планирует, как он будет снимать. Это был чистейший восторг — смотреть «Десперадо», «Карты, деньги, два ствола» и так далее, что-то новое стилистически. Потом появилась «Матрица» — что-то абсолютно новое. Помню еще восторг от просмотра «Дозора» Бекмамбетова, казалось бы, та же самая голливудчина, но с родными нотками, фильм прям вызывал мурашки по коже. «Вот как надо делать», — думала я.

Почему сразу после школы не пошла в кино?

— Творческие родители сказали: «Ни за что!» (Мама — режиссер народного театра, папа — народный мастер, хомусист — прим. ред.) Объяснили, что в культуре денег нет, да и время такое было, все шли на экономиста, юриста. Ну и я пошла и отучилась на экономиста, проработала в банке шесть лет.

Кто позвал в кино?

— Мой брат — режиссер на телевидении. Он научил меня монтировать, вместе делали мультики дома, просто во внерабочее время. Я работала тогда в банке. Каждый год кинотеатр «Лена» проводил конкурс короткометражных фильмов. Участвовали там со своими нелепыми поделками. В какой-то момент у меня появилась цифровая камера, и я снимала все подряд в течение года: вот я иду, вот я на параде, вот я на работе. Все, что накопилось на карте памяти за год, решила смонтировать. Сейчас смотрю такой психоделический артхаус с интересными переходами. Первый вау-эффект помню: то, что ты снял на маленьком микроскопическом телефоне, люди с интересом смотрят на большом экране.

А потом коллеги прознали, что я что-то умею делать с видео, и решили на юбилей банка провести конкурс по отделам на лучший короткометражный фильм. Наш отдел был самый большой, и поэтому нам дали два фильма. Каким-то чудесным образом так сложилось, что мы все не работали в этот день, был какой-то великий праздник или санитарный день. Все были свободны и за один день отсняли два фильма. Показали, всем так понравилось, что решили снимать уже полный метр. Я согласилась, планировали снять во время отпуска, я начала серьезно готовиться: писать сценарий, смотреть локации, искала интересные рассказы, истории. В то время я активно сидела на Dnevniki.Ykt.Ru. Oeфань (журналист Егор Карпов — прим. ред.) отправил мне рассказы, а после посоветовал обратиться в студию к ребятам, которые снимают кино. Рассказы были чудесными, но тогда для меня они были очень сложными. И я решила снять сказку. Написала волшебную сказку про сына коллеги. Вышло неплохо. Отпуск настал, и я пошла искать студию, которая помогла бы мне все это отснять. Оказалось, что через дорогу от моего дома есть студия «Номад». Сценарий всем понравился, поддержали и тут амбициозно начали увеличивать бюджет, искать спонсоров. За этими приготовлениями отпуск закончился. Зимой подвернулся другой проект: Саша Лукин сказал, что будем снимать с Аркадием Новиковым сериал «Тишка-Мишка». И сразу я вошла в продюсирование. На работе взяла отпуск без содержания и поехала на первые съемки. Сериал вышел, и тогда я почувствовала, что всё, больше не могу сидеть в банке, и ушла. Это было в 2012 году. Долго думала, чем бы заняться, и к концу года познакомилась с Сарданой Саввиной.

Asia Pacific Screen Awards, ноябрь, 2019  

Подожди, вы же сестры?

— Да, двоюродные, тут индийский фильм. Был популярный пост моего брата Whatchman на Dnevniki.Ykt.Ru про поездку на велосипеде из Якутска до Верхневилюйска. Сардана прочитала этот пост и обратила внимание, что автор очень похож на ее деда, прямо один в один. Она допросила его, и он ей все рассказал. Многие знают, что Whatchman — брат Laud38 (ник Любови Борисовой — прим. ред.), и она мне написала в дневниках: «Привет, это ты сестра Whatchman?» Я ответила, что да. И она написала: «Значит, мы родственники». Оказалось, что у нас один дед, моя мама — его добрачная дочь. Мы стали дружить, общаться, поняли, что крутимся вокруг кино, и захотели что-то сделать вместе. Так и начали работать.

Ты заставила многих зрителей рыдать, а сама плакала из-за этого фильма? 

— Нет. Мне очень нравится наблюдать за зрителем. Даже если на фестивале будет три показа, я схожу на все, чтобы посмотреть на реакцию зрителя. Обожаю это делать, но ты не подумай что-то… Это часть работы. 

А если зритель встал и ушел, не досмотрев фильм, тебе больно на это смотреть?

— Нет, мало ли какая у него причина уйти.

Какие были три самых сильных вау-эффекта во время всей этой фестивальной гонки картины «Надо мною солнце не садится»?

— Это самые первые овации после показа на ММКФ. Мы аж застыли, мы не могли понять, что происходит, овации не смолкали.

Потом в Уфе были очень сильные эмоции. Весь фестиваль проходил в одном здании, с утра до вечера показывали фильмы, зрители фанатично ходили с раннего утра до позднего вечера. Специально для них ставили чай-кофе, чтобы они как-то питались. Некоторые даже из зала не выходили, чтобы не потерять место. Весь фестиваль я многих зрителей узнавала, общались. На закрытии, когда объявили победителя, я вышла на сцену, и тут весь зал, как один человек, встал и начал аплодировать. У меня до сих пор мурашки по коже от этого. Многие скандировали: «Ура», «Наш фильм выиграл». 

И третий, уже немного другого рода, восторг был, когда мы совсем близко подплыли к Ниагарскому водопаду в Канаде, окунулись в океан в Австралии. Я стояла на берегу океана, дальше — только Антарктида. И тут до меня дошло, что наш фильм, по сути, объехал Землю, прокатился вдоль и поперек. Совсем недавно ты стояла на другом краю Земли, в Найбе, и не могла себе представить, что то, что ты делаешь в данный момент, оценят на другом краю света. 

Asia Pacific Screen Awards, ноябрь, 2019  

Любовь Борисова вместе с продюсером Сарданой Саввиной недавно вернулись из Австралии с фестиваля Asia Pacific Screen Awards (APSA). Это крупнейшая мировая премия в области кино, проводится при поддержке ЮНЕСКО и ФИАПФ (Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров), ее часто называют Азиатским Оскаром. 

Сардана Саввина, промопродюсер:

— От России было всего два фильма: Кантемира Балагова «Дылда» и наш. В этом году выиграл фильм «Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Джун Хо. Мы познакомились с продюсером картины. «Дылда», в свою очередь, получила две награды — «Операторская работа» и «Лучший сценарий».

Мы были в номинации «Культурное разнообразие», попасть в шорт-лист — уже победа. Вошли в 5 лучших фильмов из 70 стран. Фильм всем понравился, многие подходили, благодарили, говорили: «Прекрасная картина». Этим фестивалем «Надо мною солнце не садится» завершил свои показы в мире. 

Многим казалось, что победа «Царь-птицы» на ММКФ — это случайность. Мы сомневались: стоит ли идти во второй раз на Московский кинофестиваль? Но мы захотели доказать, что мы можем. Особо не надеясь на награды, красиво одевшись, пошли на красную дорожку. До фестиваля Кирилл Разлогов, главный отборщик ММКФ, в интервью говорил, что получить во второй раз главный приз будет стремно. Не может быть такого. 

Нас поставили первыми на кинофестивале, и весь фестиваль мы ходили как звезды. Степан Петров аж прятался в гостинице, до такой степени был ажиотаж. Интерес к нашей картине был колоссальный. 

Я думала, что приз «Главная мужская роль» должен достаться нам. В кулуарах говорили, что выбирают на эту номинацию между Степаном Петровым и Томми Карпело из фильма «Пустота» (Финляндия), в итоге выиграли финны. После нам объяснили, что Степан не играет в фильме, а живет в этом образе, это и стало решающим фактором, кому достанется приз. 

В гостях у режиссера и продюсера австралийского фильма «Тана», номинант на премию Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке», 2017

— В итоге нам дали «Приз зрительских симпатий», его дают в день оглашения результатов до обеда. И достался приз от Netpac (англ. The Network for the Promotion of Asian Cinema). И поэтому мы после ММКФ отправились в Шанхай. Опять доказали, снова «Приз зрительских симпатий».

Зритель плакал, а Степан вытер слезы девушке, у которой умер дедушка. Потом в китайских форумах писали: «Дедушка такой добрый, что лично вытирал слезы своему зрителю». Там было очень много добрых комментариев. 

По континентам дальше Азия, Европа, Северная Америка. Завершаем австралийским континентом. И вот, находясь в Австралии, узнали, что наконец-то Степан Петров получил «Лучшую мужскую роль» и «Лучший фильм». В Лос-Анджелесе второй год подряд получили главный приз.

Источник: news.ykt.ru