«ГАЗ in my heart!» История якутских любителей ретромашин

Alltimers — клуб любителей ретромашин в Якутске. «Волга», «Победа», «Жигули», «Москвич»: автоклассика не для музея, а для жизни. Именно такого формата придерживаются члены этого клуба. Об объединении и восстановлении ретроавто News.Ykt.Ru рассказал один из основателей клуба Андрей Осаковский.

Андрею 30 лет, более 10 из них он увлекается ретромашинами. Мечтает превратить свое хобби в основную деятельность, а пока для любимого дела приходится выкраивать время после работы. Когда мы приехали в гости, Андрей занимался «Победой» 1954 года. Зимой это будет единственная машина на ремонте.

«Эту машину попросил восстановить знакомый. Он ездил на ней в начале 2000-х, потом перешел на другие автомобили. Машина встала и немного забылась. Состояние, конечно, оставляет желать лучшего. Но это не страшно. „Победа“ — это машина старинной конструкции. Они менее устойчивы к времени, поэтому их очень сложно восстанавливать. Как правило, чем старше машина, тем сложнее работа. Восстановление займет не меньше года. Год — это супер быстро. Здесь требует внимания все, предстоит очень много кустарной работы. Я применяю технологии прошлых лет. На выходе должен получится новый автомобиль. С такой машиной очень интересно работать», — начал беседу Андрей.

Как бы безнадежно ни выглядела эта машина, она подлежит восстановлению. Прежде чем взяться за автомобиль, Андрей учитывает несколько факторов. Если даже машина вся сгнила, это незначительно. Главное, в ней должно быть как можно больше родных деталей и мелочей: руль, хромированные диски, ручки, различные приборы. Во-вторых, она не должна быть битой и ранее неудачно восстановленной. В-третьих, должны быть документы. Старый автомобиль с «живыми» документами сегодня редкость, отметил он.

Андрей, как и его друзья, без ума от советских машин. Сам он ездит на ГАЗ-21 «Волге». Считает ее самой красивой, стильной, комфортной, доступной, легкой в ремонте и невероятно прочной. По его словам, «Волги» не разваливаются как «Победа». Сейчас она стоит на улице, а в гараж заезжает только на ремонт. «ГАЗ in my heart!», — воскликнул он.

Ретроавто привлекали Андрея с детства. Классические игрушечные машинки казались ему намного интереснее, чем современные. Пристрастие обрело смысл, когда он учился в университете в Великобритании, где он своими глазами увидел американские машины 1950-х годов. «Кили как в самолетах, фонари, похожие на помаду. Знаете, словно пламя вылетает из ракеты. Я увидел, как они плывут по дороге, и не знаю… я просто потерял голову. Тогда у меня появилась мечта — Cadillac Deville 1958 года. Хочу именно такую. В России ее трудно найти. Но надеюсь, что когда-нибудь это будет возможно».

Свою первую ретромашину — «Волгу» — Андрей купил в 2008 году. Признается, что до ее покупки в автомобилях не разбирался. Ремонтировать и реставрировать научился самостоятельно. С годами он понял, что хочет развиваться именно в этом направлении. Его мечта — превратить хобби в основную деятельность. «Это именно то, чем я хочу заниматься. Я очень сильно этого хочу. Всегда хотел. Чем реальнее, тем больше желание. Мне многого не надо: хочу большой гараж и хорошие инструменты». Сейчас Андрей работает менеджером в компании-резиденте Технопарка.

Заниматься ретромашинами в Якутске непросто из-за удаленности региона, продолжает он. В основном запчасти заказывают из других городов, где порой невозможно обойтись без мошенников. Автовладельцы постоянно находятся в поисках подходящих машин, запчастей и деталей. Ходят по свалкам, копаются в заброшенных машинах, признается собеседник. Его радует, что в последние годы увлечение ретроавтомобилями набирает обороты в стране, в том числе и в Якутске. Люди все больше читают, увлекаются, общаются и встречаются. Стало много информации в интернете, создаются специальные сайты и группы в соцсетях.

«Это неблагодарный процесс. Очень дорогой, отнимает много сил и времени. Без крепкого тыла — семьи — это нереально. Конечно, есть люди, которые занимаются этим делом только ради того, чтобы убежать из дома. Такое тоже бывает, — продолжает сквозь смех Андрей. — Наши семьи „за“. По деньгам, конечно, приходится искать выходы. Но самое главное — это время. Времени всегда мало. Особенно у семейных людей. Но опять-таки люди выкраивают крупицу времени, чтобы заниматься хобби. Мы приобщаем детей, они помогают в ремонте. На самом деле, это очень семейное увлечение. Что касается неблагодарного процесса, сейчас он становится более благодарным. Поначалу, помнится, никто не понимал. Мне кажется, такую историю могут рассказать многие. Ну, например, людям было стыдно сесть в машину. Если она сломалась, то начинают подкалывать: „Опять ремонтируешь? Зачем тебе это надо? Купи иномарку!“ Главное — перебороть себя. Психологически бывает трудно, потому что желаемый результат всегда где-то там за облаками. Приходится идти на компромиссы. Если все это пройти и довести начатое до конца, то те, кто недавно смеялся, начинают восхищаться. Это отличное ощущение! Сейчас уже легче. Мы уже на виду. Люди знают, что существует такое увлечение. Все понимают, но это не делает весь процесс простым».

На все времена

Alltimers — на все времена. Нестареющая классика, автомобили разных эпох. Клуб образовался в мае 2013 года. Сегодня в нем состоят более 10 активных участников, ретромашин — около 14. Некоторые из них в эксплуатации, остальные — на доработке и ремонте.

По словам Андрея Осаковского, существуют разные форматы подобных клубов: кто-то коллекционирует, кто-то занимается ремонтом и переделкой, другие — восстанавливают машины только до музейного состояния. Формат и задача Alltimers — сохранить заводской, оригинальный облик и доработать техническую часть по технологии прошлых лет. При этом важно, чтобы машины были на ходу. Благодаря стараниям владельцев ретромашины можно увидеть на дорогах круглый год. Alltimers используют свои автомобили в повседневной жизни, устраивают совместные выезды в город и на природу. Компания уже побывала на Ленских столбах, Усть-Буотаме и в других уголках республики.

«У нас есть все марки отечественных машин: „Волга“, „Жигули“, „Москвич“, „Победа“, „Запорожец“. Правда, восстановленного „Запорожца“ пока нет. Он у меня на ходу, но выглядит не очень презентабельно.

Костяк клуба составляют „Волги“. Есть старые 21-й модели, как „Черная молния“, и более современные 24-й. Также у нас есть ВАЗ-2103 „Жигули“. Это достаточно редкая модель. Обычно их бывает мало, но у нас так получилось, что есть именно они. Других нет. По „Москвичам“ у нас текучка. Их три, но все не на ходу.

Почему только отечественное авто? Потому что привычнее и проще. Были такие прецеденты, что люди покупали японские ретромашины и все равно возвращались к отечественным. Все-таки японские автомобили, которые у нас есть, это машины из 1980-х годов. Они считаются более современными. Наши советские машины — это автомобили тех лет. Машины, которые знают все», — отметил Осаковский.

Во сколько обойдется восстановление ретромашины? На этот вопрос Андрей отвечает не сразу и отмечает, что все индивидуально. Цена зависит от модели и состояния машины. К примеру, по его предположениям, чтобы привести ГАЗ-24 «Волгу» в оригинальное состояние, должно хватить 500 000 рублей. В любом случае все можно обговорить. Во время беседы поднимался вопрос и о переоборудовании. В частности, о замене коробки передач на более комфортный вариант для городской эксплуатации — установка автомата вместо механики.

«Возможно все. Люди так делают. У меня есть знакомый, который переделал 21-ю „Волгу“. По вождению не так сильно отличается от иномарки. Такой же легкий руль. В машине остался только старый корпус.

В таких случаях очень сложно получить разрешение на эксплуатацию и оформить машину. Если все делать по закону, то это очень долгий, сложный, дорогой процесс. И не факт, что получится. Это я сужу по опыту людей, которые пишут в интернете. Там всегда возникает подобное обсуждение. Если постараться, наверно, возможно. Я сам никогда так не делал и не поддерживаю такое. Мне нравится именно дух старины в таких машинах. Даже если я вношу какие-то переделки, я стараюсь делать это по технологии тех лет, чтобы не потерять ощущение старой машины. В целом у нас в клубе поддерживается именно эта тема. Переделывать все — это тупиковый путь. Из-за того, что мозг воспринимает машину как старую, возникает внутренний конфликт».

О внимании и аренде

Ретромашины привлекают к себе внимание. Их невозможно не заметить. Необычные, яркие и ухоженные. Водители на дороге им сигналят, мигают фарами в знак восхищения, а пешеходы оглядываются и машут руками.

«Всегда приятно получать like. Бесспорно. Но когда машина приковывает слишком много внимания, мне становится немного некомфортно. Не знаю, может, это только у меня так. Однажды я ехал на своей „Волге“ по улице Ярославского, там как раз шел ремонт, делали водоотводные лотки. Я их не заметил и упал прямо в яму. И это так глупо выглядело! Ну а что делать-то? Такая приметная машина. Выглядел как дурак: что-то там возился, пытался вытащить машину, — смеется Андрей. — Вот такие бывали истории. 

Как ни странно, люди не воспринимают ретромашину как автомобиль. Думают, что на него можно залезть, заглянуть под капот, потрогать все что хочется. У меня был случай: одна девушка села на крыло, чтобы сфотографироваться, и помяла мне его. На выставках люди сажают детей на капот, открывают, дергают, ломают различные детали. Допустим, никто же не будет себе такое позволять с Land Cruiser. В общем, и приятно, и волнительно одновременно. 50% на 50%». 

Наверняка многие видели эти машины в свадебных кортежах, на фотосессиях и даже в кино. Аренда ретроавтомобиля — хорошая финансовая поддержка, но не инвестиция и бизнес, как считают люди, подчеркнул Андрей. 

«Как ни крути, это все-таки пока не инвестиция, как в западных регионах России. Мы отстаем от них на 10 лет стабильно. Это не недвижимость или золото. Ретромашины все еще стараются вырасти из игрушки. Как известно, игрушки первыми уходят из трат, когда экономика чувствует себя нестабильно.

Есть некое заблуждение, что аренду можно сделать постоянным источником дохода, то есть купить машину именно для бизнеса. Такое дело не окупится, но это отличное подспорье. Аренда позволит разгрузить расходы на такую машину. Однако кормилицей она не станет, потому что на сегодняшний день рынок не так велик, как, например, в Москве. Там есть большой спрос в кинематографе. Я знаю, что сейчас якутское кино хорошо развивается. Наши ребята принимали участие в фильме „Агент Мамбо“. Но это только один фильм, а в Москве снимают множество фильмов и сериалов. Там можно зарабатывать. Я знаю человека, который собирает парк советских авто, чтобы арендовать для съемок в кино. Кстати, он купил в Якутске очень редкий автобус и увез в Москву. В общем, Якутск в этом плане — непаханое поле». 

Для члена Alltimers Андрея Осаковского увлечение ретромашинами остается делом жизни. Оно многому его научило, в какой-то степени воспитало и подарило интересных людей, друзей, яркие моменты жизни. Он уверен, что это отличное занятие, которое можно оценить лишь с годами. «Когда ретромашины потихоньку исчезнут, останутся только те, за которыми следят», — подытожил он.

Фото Вадима Скрябина и Андрея Осаковского

Источник: news.ykt.ru