«Люди хотят видеть на экране красоту». Режиссер фильма «Бэйбэрикээн» — о якутских сказках, костюмах и Матаннанове

В интервью News.Ykt.Ru режиссер семейного фильма «Бэйбэрикээн» Константин Тимофеев рассказал, как проходили съемки, почему кино для детей снимать сложнее и насколько хорошо справился с одной из главных ролей Николай Матаннанов.

В прошлом году Константин Тимофеев экранизировал сказку «Бэйбэрикээн» о знакомой всем с детства старушке. Фильм пришелся по душе якутянам и попал в топ-10 по сборам в России. В марте 2020 года выйдет продолжение семейного фильма. 

Пять сказок в одном фильме

Что интересного вы приготовили для зрителей во второй части фильма о старушке Бэйбэрикээн?

— Впервые зрители увидят на большом экране одного из самых известных персонажей якутских сказок — Алаа Могуса. Его можно сравнить с Бабой Ягой и Кащеем. Он такой же кочующий персонаж, которого можно найти во множестве сказок.

В нашем фильме Алаа Могуса сыграл Геннадий Турантаев. Для него это уже привычная роль: он уже не раз вживался в этот образ в спектаклях.

Если говорить о сюжете, в фильме мы увидим еще один вариант интерпретации сказки о Бэйбэрикээн? Или это будет совершенно новая история?

— Второй фильм будет органичным продолжением первой части. В центре сюжета — опять же старушка Бэйбэрикээн. Но мы добавили дополнительных персонажей и вплели в сюжет, помимо истории о Бэйбэрикээн, еще четыре сказки. Это истории об Алаа Могусе, девочке, которая ушла на луну, и другие известные якутские сказки, которые передаются из поколения в поколение.

В СМИ уже написали, что в одной из главных ролей снялся Николай Матаннанов. Для него это первый опыт съемок в полнометражном кино?

— Он говорил, что его и раньше приглашали сниматься в кино, но он отказывался. У Николая большой потенциал как у актера. Он не боится камер, в школе ходил в танцевальный кружок, занимался спортом. И нам как раз был нужен такой артист — фактурный, такого же типажа, как Матаннанов.

Как оцениваете его работу? Он хорошо справился?

— Во время съемок вся команда видела, как Николай старается и выкладывается по полной. Режиссер всегда чувствует, нравится ли актеру его работа: у артиста, который увлечен процессом съемок, горят глаза.

Вот ты снимаешь сложный кадр и переживаешь: «Получится или нет? Рискнуть или оставить как есть?» А Николай подходит и говорит: «Давай еще раз попробуем! Сейчас получится еще лучше». Когда видишь такой подход и отношение, у тебя сразу же появляются силы, чтобы работать еще упорнее.

Вы, как и в первом фильме, пригласили для работы над второй частью артистов из Театра Олонхо?

— Да, почти во всех главных ролях снялись артисты Театра Олонхо. И мы с ними не просто работаем вместе, мы друзья. Стараюсь не пропускать премьеры в их театре. Бывает очень интересно видеть их в совершенно разных и порой неожиданных образах.

Многие из этих артистов — совсем молодые ребята: коллеги Гали Тихоновой и новое поколение, которое пришло после нее. Они говорят на прекрасном литературном якутском языке и свободно исполняют сложнейшие отрывки из Олонхо. Горжусь, что работаю именно с ними.

 

Кого вы еще привлекали из непрофессиональных актеров, помимо Николая Матаннанова?

— Мы приглашали для съемок молодых якутских боотуров. Это новые, еще не очень известные имена.

Кто, например?

— Один из них — финалист «Игр Дыгына» этого года Алексей Уваровский. Этой весной он установил рекорд по якутской вертушке (Уваровский сделал 71 оборот на чемпионате Якутии по якутскому многоборью — от ред.).

Некоторые режиссеры принципиально отказываются работать с непрофессиональными актерами. Что думаете об этом?

— Все зависит от того, на какие роли ты их зовешь, от их стараний и упорства, от работы режиссера, оператора и всей съемочной команды. Но я согласен, что привлекать непрофессиональных актеров рискованно.

Если в конечный вариант фильма войдет не очень удачный кадр, он может «поломать» всю картину. Допустим, один из актеров сыграл плохо. Если кадры с ним оставить, то фильм в этот момент будет «спотыкаться». Кто-то скажет: «Подумаешь, мелочь!», но такие детали в итоге сильно сказываются на всей картине.

Вы сильно увеличили команду, когда приступили к съемкам второй части?

— Людей стало больше, но ненамного. В этом году мы набрали начинающих киношников — помощников режиссера, ассистентов. У них большой потенциал. Хочется, чтобы они в будущем остались работать в сфере кино.

В команде в основном молодые ребята — от 20 до 32. Все сдружились: играют вечерами в «Мафию», появились свои шутки и приколы. Очень радует, когда видишь такую сплоченность.

Хаяо Миядзаки в одном интервью рассказывал, что у них принято назначать дежурных и готовить обед вместе. Это укрепляет командный дух. И когда вся съемочная группа работает как одна сплоченная команда и большая семья, то это, конечно, влияет напрямую и на качество фильма.

«Взрослые ходили на „Бэйбэрикээн“ со своими родителями»

В киносреде часто говорят, что снимать кино для детей очень сложно, потому что ребенок — самый требовательный зритель. Он мгновенно чувствует фальшь и неискренность.

— Это действительно так. Взрослый зритель может легко сделать скидку фильму, который сняли его друзья: «Они вложили в эту картину так много сил и времени. Наверное, он не такой уж и плохой». А дети не будут сидеть и терпеть. Если им не нравится то, что они смотрят, они либо начнут шалить, либо просто встанут и уйдут.

 

А как было во время показов первого фильма?

— Я пять раз был на показах фильма в кинотеатрах. И заметил, что дети внимательно смотрели его от начала и до конца. Может быть, из-за того, что фильм был на якутском и им было интересно слышать родную речь с большого экрана. Ну и мы, конечно, старались поймать внимание зрителя на крючок, чтобы ему было интересно досмотреть фильм до конца.

Вы согласны с мнением, что снимать кино для детей сложнее?

— Режиссер, который хочет снимать кино для детей, должен уметь смотреть на мир глазами ребенка. А если говорить о том, какие картины снимать легче, а какие — сложнее, то мнения всегда разнятся. Но с уверенностью можно сказать, что легче всего снимать фильмы ужасов, а сложнее всего — комедии.

Как отзывались о фильме взрослые зрители?

— Наш фильм в первую очередь семейный. Некоторые блогеры писали, что сходили на «Бэйбэрикээн» со своими родителями. Когда-то мама и папа рассказывали им эту сказку на ночь, а сейчас они ведут их в кинотеатр на экранизацию этой истории. Было очень приятно слышать такие отзывы.

Артистка Зоя Попова в роли Бэйбэрикээн.

Вам тоже родители привили любовь к якутским сказкам?

— Мама очень любит рассказывать сказки. В детстве она рассказывала мне не только якутские, но и русские, зарубежные сказки — «Волшебник Изумрудного города», «Синдбад-мореход».

Меня удивляло, что никто не снимает фильмы по якутским сказкам. Например, «Золушку» и «Русалочку» экранизировали несметное число раз: можно сбиться со счета, если начать перечислять все эти фильмы. А якутские сказки уникальны. Мир еще не знает о них.

 

Как думаете, чем наши сказки отличаются от других?

— В первую очередь своими уникальными и интересными персонажами. Например, Мэник Мэнигийээн. Для современного человека эта история больше похожа на какой-то фильм ужасов, чем на добрую сказку. Но на самом деле это философская притча, и по ее мотивам можно было бы снять неплохой фильм.

Те, кто изучает фольклор, говорят, что в своей основе все сказки одинаковы. Это практические пособия для детей. Чему они учат? Не уходи далеко в лес, не гуляй ночью один, засыпай пораньше, а то за тобой придет серый волк.

Какие истории вы еще хотели бы экранизировать?

— Не хочу застревать и ограничиваться чем-то одним. Может, начинающие режиссеры увидят этот фильм, поймут, что это интересный жанр, и подхватят идею.

О костюмах

После выхода первого фильма многие отмечали, насколько проработанными были костюмы героев. Для вас было так важно уделить столько внимания нарядам персонажей?

— Красивые костюмы — одна из отличительных особенностей нашего фильма. Люди хотят видеть на экране красоту. И мы сами хотели приятно удивить наших зрителей. Перед съемками первого фильма мы сотрудничали с дизайнером Анжеликой Кириллиной. Все эти богатые национальные наряды, которые вы видели в первой части фильма, — ее заслуга.

Для второй части вы сшили новые костюмы?

— Мы хотели порадовать зрителей, поэтому подготовили новые наряды для главных героев. Работали с известным модельером Иваном Федоровым.

Он шьет именно национальные костюмы?

— Он работает в европейском стиле. Когда мы только предложили ему поработать с нами, он сказал: «Думаю, это не мое». Поэтому для него было своеобразным вызовом взяться за пошив национальных костюмов.

Иван из того поколения людей, которые полностью отдаются работе. Помню, как однажды мы встретились, а у него были опухшие глаза: он шил ночами, чтобы успеть все в срок. И результат того стоил. Костюмы получились очень качественными. Любой мастер, увидев их, сразу поймет, сколько сил вложено в них. Каждый костюм — со множеством деталей и узоров. Мы не ограничивали себя и экспериментировали, поэтому было немало нововведений. Например, мы сделали бастынгу полностью из бусинок и бисера.

«Опасно подражать кому-либо»

Правда ли, что вы как-то неожиданно решили снять вторую часть фильма?

— Я хотел снять продолжение. Понимал, что с этим не нужно затягивать: в первом фильме снимались совсем молодые ребята, а парни могут буквально за год-два заметно окрепнуть и возмужать. Но еще весной у меня не было средств для съемок. Думал, что летом буду без работы.

Новости по теме

Фонд «Синет Сахавуд» выделил гранты шести якутским кинопроектам

И когда узнал, что фонд «Синет Сахавуд» проводит грантовый конкурс, то сразу же подал заявку. Думал: не поддержат — придется отложить проект, а поддержат — буду работать. В итоге я прошел отбор, и мне выделили грант. Съемки провели летом, теперь приступили к монтажу.

Какой бюджет у «Бэйбэрикээн»?

— Мне хотелось бы сохранить это пока в секрете. Сейчас нам не хватает средств на озвучку и цветокоррекцию. Но думаю, мы найдем выход и успеем полностью закончить монтаж до Нового года. Фильм выйдет на большие экраны в марте 2020 года.

Вы упомянули Хаяо Миядзаки, его часто называют главным сказочником современности. Его работы вдохновляют вас?

— Думаю, опасно и неоправданно подражать кому-либо. Зрители сейчас очень умны. Они насквозь видят, если режиссер откуда-то слизал идею. Да и мне самому не хочется походить на кого-либо.

Вот вы спросили о вдохновении: мне придает сил то, что я снимаю этот фильм для детей республики. Мы старались сделать фильм таким, чтобы он нес добрые чувства. Главная его мысль — надо помогать друг другу, вместе расти и развиваться. Наш фильм прививает детям именно такие ценности.

Автор: Мария Алексеева

Источник: news.ykt.ru